Создано: 11 июня 2019, 18:49

«Мы структурируем хаос»: эксперты музыкальной площадки АТР рассказали о трендах в техно-музыке

В первый день форума для участников арт-мастерской «Школа экспериментального творчества. Музыка» прошёл лекторий с Валерием Мифидовским, генеральным директором 3plet Publishing, и Danny Kay, композитором, владельцем двух музыкальных лейблов в Британии. Эксперты рассказали об истоках, особенностях и трендах электронной музыки.

«Это космическая музыка»: о появлении электронной музыки

Эра электронной музыки началась в конце XIX века, тогда звук создавал телармонум. Инструмент весил, как тысяча пианино, и «играл» с помощью генератора постоянного тока. Постепенно такой вид музыки распространялся по миру. Немцы изучали технологию и стремились создать реалистичный звук, который был бы похож на простой музыкальный инструмент. Французы пошли дальше и стремились к красоте в электронной музыке.

Danny Kay признался, что чувствует себя каждый раз пилотом, когда садится за пульт: «У меня есть ассоциации со старыми фантастическими фильмами – в студии в темноте светятся кнопочки и лампочки. Электронная музыка кажется космической». Эксперт рассказал, что прародителем всей танцевальной электронной музыки стал синтезатор-ошибка компании Roland. У музыкального инструмента, который создавали, чтобы заменить бас-гитариста, оказался совсем другой звук, похожий на кваканье. «Когда стало понятно, что по назначению он служить не будет, синтезатор сняли с производства. Но позже его распробовали и начали экспериментировать. В нижней части была секвенция, там можно было выстраивать настройки. Кто-то однажды уронил инструмент, из него выпали батарейки и, когда их вставили обратно, звук полностью изменился, настройки сбросились. С тех пор главная идея любой техно-музыки – это happy accidents, счастливые случайности», – поделился Danny Kay.

«Музыка стала звуковыми обоями для жизни»: тенденции техно-музыки

Валерий Мифидовский рассказал атээровцам о том, что нового ждёт техно-музыку. Он отметил, что большие средства сейчас вкладываются в виртуальную и дополненную реальность. «Сейчас уже есть куча концертов, снятых в 360 градусов, но это немного скучно, один раз посмотрели – и всё. С VR (виртуальной реальностью) сложно работать, потому что смена кадров управляет вашим вниманием. А когда есть возможность самому выбирать, что смотреть, надо сделать всё, что находится вокруг, интересным». 

Эксперт подчеркнул, что из-за технологий изменилась роль музыки. Несколько десятилетий назад она была серьёзным культурным опытом, меломаны ждали альбом одного артиста больше года. «Сейчас музыка стала звуковыми обоями для жизни: всё, что есть в мире, доступно в один клик», – добавил Валерий. По его словам, из-за того, что раньше были кассеты, на которых нельзя было быстро переключить музыку, люди слушали весь альбомом, и количество контактов с музыкой из-за отсутствия перемотки увеличивалось. «А чем дольше слушаете, тем больше расслушиваете что-то не яркое, а более содержательное. С первого раза сложное и запутанное не заходит. Тогда технологическая ограниченность давала шанс на большую влюблённость в музыку», – отметил эксперт. По его мнению, технологии – это угроза, но в руках заинтересованных лиц они становятся способом творить.

«У меня есть три робота, а я их направляю»: о работе Danny Kay

Danny Kay рассказал, что есть новые технологии, которые облегчают работу музыканта, автоматически генерируя шумы, мелодии. «Мы создаём хаос роботами, и потом его сами структурируем, выбираем лучшее и из этого делаем музыку, – объяснил музыкант. – У меня есть три шумовых генератора, которые производят случайным образом шумы, и я не знаю, что у меня будет звучать в следующую секунду, и никто из ансамбля не знает». 

Задача Danny Kay – «обуздать» шумы, которые издают генераторы, обработать их в реальном времени. Ансамбль в это время тоже импровизирует. 

В завершение встречи эксперты отметили, что хранить традиционную музыку важно, но когда традиция встречается с технологией, получаются интересные истории, за которыми будущее.

Мария Лобастова

Фото: Татьяна Панюкова